Раздел не найден.

 

История

   

В 90-х годах XIX века в Поволжье основными поставщиками нефти и продуктов ее переработки были фирмы “Братья Нобель”, “Каспийское товарищество”, “Мазут”. В промышленных целях ими были построены первые резервуары, оборудованные для приема, хранения и отпуска нефтепродуктов.

После революции 1917 года, на основании Декрета Совета Народных Комиссаров «О национализации нефтяной промышленности» от 20 июня 1918 года, все имеющиеся нефтебазы были национализированы, и управление перешло в руки государства. В июле 1918 года при Казанском совете народного хозяйства был создан отдел топлива с нефтяной секцией, на которую возлагалось управление предприятиями “Нобель”, “Каспийское товарищество”, “Мазут”. Вся материальная часть этих предприятий состояла из резервуарных емкостей и трубопроводов, расположенных по берегам рек Волги, Камы и Вятки.

Первым руководителем отрасли стал Яков Павлович Френкель. За 1919 год на территории, обслуживаемой комитетом (Татарская, Чувашская, Марийская, Удмуртская республики) было реализовано 9922 тонны нефтепродуктов. К 1926 году все ведомственные нефтесклады были переданы в Казанский районный нефтяной синдикат. В это время он имел в своем составе 30 нефтескладов в районе г. Казань, г. Камское Устье, г. Чистополь, пос. Соколки и пос. Дербышки. Численность работающих составляла 188 человек. За 1927 год товарооборот нефтепродуктов составил 145,2 тыс. тн., т.е. по сравнению к 1919 году вырос в 15 раз.

В период первых пятилеток (1928-1932 гг., 1933-1938 гг.) уделяется серьезное внимание развитию отрасли нефтеснабжения. Увеличивается ассортимент нефтепродуктов, растет объем их потребления. Построены три новые нефтебазы: Арская, Ютазинская и Азякульская. Продолжались поиски оптимальной системы управления отраслью. С 15.05.41г. (приказ № 228/1) Татарская контора Главнефтесбыта стала именоваться Татарской республиканской конторой Главнефтеснаба при Совнаркоме СССР. Планировалось дополнительно построить еще 9 нефтебаз, которые поименно были записаны в нархозплан СНК СССР. Но осуществление этих задач было прервано началом Великой Отечественной войны.

Постановлением Совета Министров СССР № 287 от 10.02.48г. “Главнефтеснаб” при СМ СССР передан в состав Госснаба СССР, а затем с 28.12.49г. (Постановлением СМ СССР № 4883) в состав Министерства нефтяной промышленности СССР. В 1953 году Татарское республиканское управление Главнефтеснаба Министерства нефтяной промышленности укрупняется и переименовывается в Казанское товарно-транспортное управление. В состав управления вливаются нефтебазы Чувашской и Марийской автономных республик и Кировской области. В этот период начинается активная реконструкция и техническое перевооружение нефтебаз. С 1954 по 1960 года строятся новые Куйбышевская, Теньковская, Казанская и реконструируется Чистопольская нефтебазы. В VI и VII пятилетках строятся новые нефтебазы: Альметьевская и Алатырская, на базе филиалов создаются Агрызкая, Буинская, Заинская, Помарская и Октябрьская нефтебазы. В 1970 году вступает в строй новая мощная Набережно-Челнинская нефтебаза.

Рост в стране автомобильного и автотранспортного парка ставил задачу быстрого развития сети автозаправочных станций (АЗС). Строительство типовых АЗС в Татарстане началось 1960 году. За VII и VIII пятилетки было построено 25 АЗС. При этом темпы строительства АЗС с каждым годом ускорялись, так к 1970г. было 45 АЗС, а к 1985 году уже 191 АЗС. В 1981 году было осуществлено очередное структурное преобразование: Казанское управление Главнефтеснаба РСФСР реорганизовано в Казанское территориальное управление Госкомнефтепродукта РСФСР. В 80-ые и в начале 90-х годов были вложены значительные финансовые средства в развитие нефтебаз в г. Набережные Челны, Республиках Марий-Эл и Чувашия.

В 1994 г. Казанское Управление Госкомнефтепродукта РСФСР в результате приватизации было преобразовано в акционерное общество Холдинговая компания «Татнефтепродукт». Приватизация нанесла серьезный урон компании, из ее состава вышли “Чувашнефтепродукт” и “Марийнефтепродукт”, через которые обеспечивались соответственно Чувашская и Марийская Республики, в результате приватизации ХК получила лишь от 24 до 34% акций своих дочерних предприятий оставшихся в Республике Татарстан, едва не утратив контроль над ними. Но к 2000 г. кризисный период был преодолен. Полностью восстановлен контроль над активами и акционерным капиталом дочерних обществ. Консолидация компании не отменяла необходимости постоянного развития и модернизации ее сбытовой инфраструктуры.

В течение 1998 – 2002 г. компания практически полностью обновила свою сеть АЗС построив 56 новых и модернизировав 59 действующих. Это позволило ОАО Холдинговая Компания «Татнефтепродукт» удержать свои позиции на быстро развивающемся потребительском рынке нефтепродуктов в Татарстане и успешно конкурировать с другими операторами на топливном рынке республики.